пятница, 8 июля 2011 г.

ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (архив-3/12/аА/030711)

Лучшие люди человечества - Иаков Заведеев

ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (архив-3/12/аА/030711)

Дорогой мой современник, открываю историческую серию статей  "ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА" о самых достойных уважения человеческих судьбах избранных Творцом людей, которые посвятили свои жизни торжеству справедливости и Любви на планете Земля. Любой, уважающий себя человек, считает знание истории одним из самых важных в своей неповторимой жизни, чтобы реально познать высокую цену самой жизни и героев, отдавших этот безценный дар - жизнь на алтарь жертвы ради нашего счастливого будущего.
/аА/
Иаков Зеведеев

Апостол Иаков (неизвестный мастер, 1475 год)
Иаков Зеведеев (греч. ;;;;;;; , лат. Iacobus), Иаков Старший — апостол Иисуса
Христа, упоминаемый в Новом Завете. Иаков родился в Палестине, был убит
в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова(?).
Содержание
По сообщениям Евангелий, вместе с отцом и братом был рыбаком. Сцена
призвания братьев описана в Евангелии от Матфея (4:21) и Марка (1:19).
Братья
Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их
отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк.3:17), Иисус
назвал братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за
порывистый характер. В литературе Иакова Зеведеева также часто называют
Иаковом Старшим, чтобы отличить его от апостола Иакова Алфеева и Иакова,
«брата Господня» или Иакова Младшего.
Иаков
упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:2), от Марка
(3:17), от Луки (6:4), а также в Деяниях Апостолов (1:13).
Иаков
наряду с братом и апостолом Петром был самым приближенным учеником
Господа. Вместе с Петром и Иоанном он стал свидетелем воскрешения дочери
Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего
Преображения (Мф.17:1; Мк.9:2 и Лк.9:28) и Гефсиманского борения
(Мк.14:33).
Порывистый
характер братьев в полной мере проявился, когда они хотели низвести с
неба огонь на самарянское селение (Лк.9:54); а также в просьбе дать
сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса
(Мк.10:35-37).
После воскресения и вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний
апостолов. Он вместе с другими апостолами был исполнен Святого Духа в
день Пятидесятницы (Деян.2:1-4), участвовал в устроении первых
христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти
([[:s:#{{{2}}}|{{{2}}}]]), согласно этому сообщению царь Ирод Агриппа I
«убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему тексту это
произошло в 44 году. Апостол Иаков — единственный апостол, чья смерть
описана на страницах Нового Завета.
Почитание
Рака с мощами апостола Иакова -

Память в Католической церковной общине — 25 июля, в Православной церковной общине — 30 апреля и 30 июня (по юлианскому календарю).
Согласно преданию, после мученической кончины апостола в 44 году на Святой
Земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного
моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой
проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья (там,
где появится позже город). В 813 году, как гласит церковное предание,
живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей
путеводной звездой, обнаружил этот ковчег, с мощами, которые оставались
нетленными. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на
Пиренейском полуострове, исторически совершенно неправдоподобная.
В 896-99 годах король Альфонс III издал указ, и на месте находки над
мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо
Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой
Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем
Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший, по преданию, во время
своего служения далёкое путешествие из Святой Земли в Испанию, он стал
считаться покровителем паломников[1]. К XI веку паломничество в Сантьяго
приобрело статус второго по значимости паломничества (после
паломничества в Святую Землю).
В конце XX века традиция возродилась: для того, чтобы получить
свидетельство о пройденном «пути Иакова», паломник должен пройти сто или
проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в город паломник
предъявляет в соборе специальный документ «credencial» (паспорт
пилигрима, действующий еще со времен Средневековья) с отметками,
сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный
на латыни «Сертификат Компостелы». Когда день поминовения апостола
Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год
святого Иакова», соответственно, церковные празднества этом году
особенно торжественны.
В честь апостола Иакова названа также столица Чили — Сантьяго.
Иконография
Самое старое изображение апостола — мозаика в Равенне VI века, Иаков
изображён на ней в виде старца со свитком в руках. В дальнейшем его
изображали также в виде странника с посохом, рыцаря на коне. Иаков был
персонажем картин великих художников — Дюрера, Рубенса и многих других.

ПРОПОВЕДЬ
Проповедь в 5-ю неделю Великого поста, прп. Марии Египетской
автор: Прот. Алексей Уминский
Sun, 13 Apr 2008, 10:00
Мы сегодня в Евангелии слышали повествование о том, как ко Христу подошли
два Апостола, Иоанн и Иаков, братья Заведеевы, одни из ближайших Его
учеников, и сказали: "Учитель! Хотим, чтобы когда ты в Царствии Своем
сядешь на престоле, и мы были рядом с Тобой, один по правую сторону, а
другой по левую. Хотим наследовать Твои обетования и царствовать с
Тобой". И Иисус говорит им на это: "Вы не знаете, чего просите. Можете
ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь"?
И они говорят: "Можем". Иисус сказал им в ответ: "Чашу, которую Я пью,
будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете, а вот
сесть одесную или ошую, это - кому уготовано".
Этот евангельский рассказ говорит о том, что в духовной жизни не может быть
никаких гарантий: ни наши дела, ни старания и стремления, ни труды и
подвиги не могут нам в Церкви ничего обеспечить, потому что Господь
призывает нас не по количеству заслуг, не для того, чтобы каждый получил
заработанное, а чтобы вручить нам Свою милость, чтобы мы Царство
Небесное наследовали.

Апостол Иаков Заведеев
Мы привыкли жить в понятиях социальной справедливости, и нам кажется, что
если человек делает добрые дела, то у него все в жизни должно быть
хорошо, а вот если он плохой человек, то, конечно же, его надо еще при
жизни наказать. Но почему же постоянно, в течение тысячелетий,
удивляется человек: люди злые, бесчестные и коварные благоденствуют, а
добрые, смиренные и честные оказываются обманутыми, притесненными и
страдающими? Почему у одних здоровье, богатство и все им позволено, а у
других бедность, болезни, скорби и нищета? Именно поэтому: потому что в
Царствии Небесном ничего не зарабатывается, потому что нет там законов
социальной справедливости. Там совсем другие законы: любви, милости
Божией и подвига.
Вот Апостолы приходят ко Христу и говорят: "Господи, мы хотим быть рядом с
Тобой. Но будет ли для нас какая-то польза от того, что мы рядом с
Тобой, или нет? Если Ты - Царь земной и Небесный, обетованный Мессия,
должны же мы хоть что-то получить". И Господь им отвечает: "Вы можете
пить чашу и креститься крещением, которым Я крещусь".
Мне пришлось недавно прочитать поучение Иоанна Златоустого, в котором он с
удивлением рассуждает об одном месте в посланиях апостола Павла, где тот
пишет своему духовному сыну, апостолу Тимофею: Впредь пей не одну воду,
но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов
(1 Тим. 5,23). Как же так? Почему всем - всё, а себе самому - ничего? К
Тимофею, казалось бы, первому надо придти, возложить на него руки,
помолиться Богу и исцелить… Ведь апостол Павел кого только не исцелял:
хромых, слепых и бесноватых, язычников, совершенно чужих ему людей, а
своего ближайшего духовного сына исцелить не может.
А что сами Апостолы получили от Христа кроме страданий: постоянных
гонений, скитаний, тюрем и мученической смерти от рук язычников? Они
получили то, что просили, - пить чашу Христову, и креститься крещением,
которым Он крестился.
Получить земную награду за свои заслуги даже ближайшие ученики не могут. "Ничего
нельзя заработать, - говорит Христос, - потому что вы же не рабы, не
наемники… вы не чужие, вы - свои". Разве платит отец сыну за то, что тот
уберет квартиру или сходит в магазин? Разве мать платит своим детям за
то, что они помогают в ее заботах? Очевидно, что это не так. Дети
разделяют жизнь своих родителей, являются им опорой, самыми близкими
людьми, которые в минуту несчастья сплачиваются и становятся с ними
единым существом.
Вот
об этом и говорит Христос Апостолам: "Чашу Мою будете пить и крещением
Моим будете креститься". А мы недоумеваем: "Ну, когда же я, наконец,
что-то получу? Ну, почему же так долго? Я трудился, я постился, я
молился, добрые дела делал, а мне в ответ - что? Скорби да болезни?
Сплошные неудачи? Потеря того, что я старался делать, как самое главное
дело своей жизни… Где же все заработанное?" Нет его и не будет, потому
что этого нам Господь никогда не обещал.
Когда
мы молимся, мы просим у Бога не материальных благ, не улучшения
жизненных условий или успехов в работе, а совсем других конкретных
вещей: чтобы Господь помог нам стать смиренней, чтобы Он любви нам
послал. Весь пост мы читаем молитву Ефрема Сирина - какие в ней прошения
великие! Мы просим у Бога самых главных духовных сокровищ: целомудрия,
смиренномудрия, терпения и любви, просим видеть свои согрешения, хотим,
чтобы Господь нам их показал. А в ответ в душе только больше нетерпения,
больше обид, раздражения и гнева, которые отталкивают от нас наших
ближних. Потому так происходит? Потому что не знаете, чего просите, -
отвечает Господь, - когда просите сесть одесную и ошую.
Авва
Дорофей учит, что тот человек, который просит у Бога смирения, должен
знать, что он просит Бога послать ему человека, который бы его унизил и
оскорбил, чтобы это смирение можно было проявить. Вот чего мы просим,
когда говорим Господи помилуй. Мы подвига просим: пить чашу Его и
креститься Его крещением…И ничего другого, не каких-то духовных благ, но
подвига и креста.
И
Господь на нашу молитву отвечает. И ответ Его надо принять с радостью и
благодарностью: Господь услышал мою молитву, и дал мне повод проявить
смирение и терпение, дал мне возможность проявить любовь к своему
ближнему, когда это тяжело, когда это нестерпимо, когда надо себя
преодолеть и вырасти над собой.
Именно
это мы должны понять. Этот Великий пост, который мы проходим в
очередной раз, еще и еще раз являет нам урок того, что мы делаем это для
Бога не как рабы и наемники, что мы не хотим заработать себе каких-то
баллов, а хотим разделить с Ним Его жизнь, пить чашу Его и креститься
крещением, которым Он крестился ради нас. Аминь.